Ниже приведено судебное решение, в рамках которого складывается существующая практика судебных процессов по рассмотрению исков госслужащих, уволенных в связи с существенными изменениями условий труда

Дело № 2-938/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2010 года.
Красногорский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи М..
С участием прокурора М.
При секретаре К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Управлению ФССП по Московской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации за неиспользованный отпуск за время вынужденного прогула и компенсаций: морального вреда,
Установил:
С. обратился в суд с иском УФССП по МО, уточняя исковые требования просит о восстановлении на работе в должности ведущего специалиста-эксперта отдела обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по МО, просит взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с 14.07.2009 года по 23.02.2010 года (день трудоустройства) в сумме 199420 руб. 07 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск за время вынужденного прогула с 14.07.2009 года по 23.02.2010 года, компенсацию морального вреда 150 000 рублей.
В судебном заседании С. иск поддержал. В обоснование исковых требований указал, что приказом № 04-02/3221 от 01.12.2008 года он был назначен на должность ведущего специалиста — эксперта отдела обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по МО.
01.12.2008 года с ним было заключено дополнительное соглашение о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещения должности государственной гражданской службы РФ к служебному контракту № 72 от 07.10.2008 года для прохождения государственной гражданской службы РФ и замещения должности государственной гражданской службы РФ.
14.05.2008 года его уведомили, что в соответствии с приказом ФССП России от 30.04.2009 года № 179 «Об утверждении структуры и штатного расписания УФССП по Мо» в УФССП по МО будут проводиться организационно-штатные мероприятия, связанные с сокращением должностей работников отдела по обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности. В течение 2-х месяцев при наличии возможности ему будут предложены иные должности гражданской службы. В случае отказа от предложения для замещения должности гражданской службы, на основании ст. 29 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе РФ», он будет уволен с государственной гражданской службы, а служебный контракт будет расторгнут в соответствии с п. 7 п. 1 ст. 33 указанного Закона.
13.07.2009 года ему предложили занять должность эксперта (дознавателя) по Егорьевскому муниципальному району УФССП по МО, и после его отказа в тот же день вручили копию приказа от 13.07.2009 года об увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы.
15.07.2009 года ему, вместе с трудовой книжкой выдали копию приказа от 13.07.2009 года, в котором было изменено основание увольнения на увольнение в связи с изменением существенных условий служебного контракта, т.е. по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной службе РФ».
Указал, что из-за увольнения, с работы по указанным основаниям, он на протяжении длительного времени не мог устроиться на работу. Трудоустроился лишь 24.02.2010 года.
Истец считает увольнение1 не законным и просит восстановить его на работе в должности ведущего специалиста-эксперта отдела обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по Мо, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с 14.07.2009 года по 23.02.2010 года (день трудоустройства) в сумме 199420 руб. 07 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск за время вынужденного прогула с 14.07,2009 года по 23.02.2010 года, компенсацию морального вреда 150 000 рублей.
Представитель ответчика по доверенности К. иск не признала, указала, что истец был уволен на основании приказа от 13.07.2009 года по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», уведомление о сокращении должности он получил своевременно и ему была предложена другая должность в Егорьевском районе Московской области, от которой от отказался. Истец не представил доказательств, что он пытался устроиться на работу и ему было в этом отказано из-за формулировки основания увольнения. В настоящее время истец трудоустроен и работает государственным гражданским служащим. Указала, что в настоящее время должности, на которой работал истец, в УФССП по Мо не существует. Не возражает против изменения формулировки основания и даты увольнения С. Просит в иске о восстановлении его на работе, взыскании заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом № 04-02/3221 от 01.12.2008 года С. был назначен на должность ведущего специалиста — эксперта отдела обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по МО.
01.12.2008 года со С. было заключено дополнительное соглашение о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещения должности государственной гражданской службы РФ к служебному контракту № 72 от 07.10-2008 года для прохождения государственной гражданской службы РФ и замещения должности государственной гражданской службы РФ (л.д. 32-34).
14.05.2009 года УФССП по МО уведомило С. о том, что в соответствии с приказом ФССП России от 30.04.2009 года № 179 «Об утверждении структуры и пггатного расписания УФССП по Мо» в УФССП по Мо будут проводиться организационно-штатные мероприятия, связанные с сокращением должностей работников отдела по обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности. В течение 2-х месяцев при наличии возможности ему будут предложены иные должности гражданской службы. В случае отказа от предложения для замещения должности гражданской службы, на основании ст. 29 ФЗ_ох-27~0Х2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе РФ», он будет уволен с государственной гражданской службы, а служебный контракт будет расторгнут в соответствии с п. 7 п. 1 ст. 33 указанного Закона (л.д. 10).
13.07.2009 года С. предложили занять должность эксперта (дознавателя) по Егорьевскому муниципальному району УФССП по МО, от чего он отказался путем письменного выражения не согласия, выполненного на этом уведомлении (л.д. 51).
После его отказа в тот же день 13.07.2009 года С. вручили копию приказа от 13.07.2009 года об увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы (л.д. 31).
15.07.2009 года С. , вместе с трудовой книжкой выдали копию приказа от 13.07.2009 года, в котором было изменено основание увольнения на увольнение в связи с изменением существенных условий служебного контракта, т.е. по п. 7 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (л.д. 29-30).
Таким образом, истец был уволен с занимаемой должности государственной гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» -то есть отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст.ст. 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из ст. 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ, а сама служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ (ч. 2 ст. 3).
Истцом осуществлялась трудовая деятельность по должности государственного гражданского служащего Российской Федерации.
Согласно ст. — 29 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен .быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 6, 7 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
П. 6 — отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона)
П. 7 — отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона).
Согласно ст. 394 ТК РФ, в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.
Судом установлено, что на основании приказа ФССП России от 30.04.2009 года № 179 «Об утверждении структуры и штатного расписания УФССП по Мо» в УФССП по Мо сокращалась должность ведущего специалиста-эксперта отдела обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по МО, а не изменялись существенные условия труда ведущего специалиста-эксперта отдела обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по МО, которую занимал истец.
При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали основания для увольнения С. по п. 7 ч. 1 ст. 33 указанного выше федерального закона — в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. С учетом того, что ответчиком производилось сокращение численности служащих, истец подлежал увольнению по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Суд считает, что у ответчика имелись основания для расторжения с истцом трудовых отношений по п. 6 ч. 1 ст. 33 указанного Закона по указанному выше основанию исходя из следующего.
При увольнении государственного служащего в связи с сокращением штата должна быть соблюдена определенная действующим законодательством процедура: сообщение о предстоящем увольнении за два месяца (пункт 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ), предоставление гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в другом государственном органе (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Закона), информирование о предстоящем сокращении штата выборного профсоюзного органа (ст. 38 Закона).
В соответствии со ст. 22 указанного выше Федерального закона поступление гражданина на службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
Конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и частями 1 2 и 3 ст. 31 Федерального закона (ч. 2).
Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 14 того же Закона гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе.
Вводя конкурсный порядок подбора кадров в качестве общего правила федеральный законодатель, по мнению суда, с учетом соответствующих правомерных целей и необходимости поддержания баланса законных интересов, связанных с организацией и функционированием государственной службы предусмотрел исключения из этого общего правила, определив случаи, в которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится.
Статьей 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» регулируются отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.
В соответствии с указанной нормой закона, подлежащей применению при разрешении настоящего трудового спора, при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе или направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Из материалов дела следует, что истцу была предложена ответчиком с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа работы должность ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов по Егорьевскому муниципальному району УФССП по МО (без объявления указанной должности для замещения по конкурсу), от замещения которой истец отказался.
Из объяснений истца усматривается, что он не имел намерения на заключение служебного контракта по предложенной ответчиком должности, так как она не соответствовала его интересам.
В связи с проводимой процедурой сокращения штата в целом по УФССП по Мо у ответчика, как пояснил представитель, отсутствовала целесообразность профессиональной переподготовки истца или повышение его квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 ФЗ № 79-ФЗ, в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт; прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (п. 5).
По делу установлено, что истец будучи предупрежденным о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца — 14.05.2009 года, не имел намерения 13.07.2009 года на заключение служебного контракт по предложенной ему должности в Егорьевском отделе ССП УФССП по МО, что являлось основанием для прекращения с ним трудовых отношений по п. 6 ч, 1 ст. 33 указанного Федерального закона.
Кроме того, по смыслу положений ст. 22, 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», истец имея намерение работать именно в конкретном отделе, вправе в случае объявления конкурса участвовать в нем наравне с другими претендентами. Ответчиком была предложена истцу должность, по которой он освобождался исходя из положений ст 22 ФЗ от участия в конкурсе.
Исходя из того, что положения ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» не содержат в отличие от положений ст. 81 ПС РФ указания на обязанность государственного органа предоставлять увольняемому по сокращению штатов служащему все имеющиеся у него вакансии как соответствующие квалификации работника, так и нижеоплачиваемые, ответчик сделал истцу предложение о возможности продолжения служебных отношений по должности ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов по Егорьевскому муниципальному району УФССП по МО без участия в конкурсе, от которого он отказался.
С учетом изложенного, исходя из положений ст. 394 ТК РФ, регулирующей вопросы вынесения судом решений по трудовым спорам об увольнении и переводе на другую работу, суд находит подлежащей изменению формулировку основания и дату увольнения истца с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» 13.07.2009 года на п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» 19.02.2010 года. При этом дата прекращения трудовых отношений между сторонами судом определяется как 19.02.2010 года исходя из того, что как усматривается из материалов дела, истец трудоустроился 24.02.2010 года (20, 21, 22, 23 февраля 2010 года являлись выходными и праздничными днями).
При этом, в соответствии с ч. 9 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца причитающееся ему четырехмесячное содержание в связи с увольнением по сокращению штата, которое согласно справки УФССП по МО составляет 85364 руб. 65 коп. (л.д. 117-119).
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает необходимым в удовлетворении иска о восстановлении С. на работе в должности ведущего специалиста-эксперта отдела обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по МО отказать, в то же время суд учитывает, что такой должности в настоящее время в УФССП по МО не существует.
Согласно ст. 394 ПС РФ, если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовали поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
С. не было представлено суду каких-либо доказательств, которые подтверждали бы то, что неправильная формулировка основания увольнения в трудовой книжке препятствовала ему в поступлении на другую работу.
Кроме того, как усматривается из материалов дела истец 24.02.2010 года трудоустроился и в настоящее время состоит на государственной гражданской службе в Федеральном агентстве по рыболовству в должности главного специалиста-эксперта отдела государственной службы и кадров (приказ л.д. 120).
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования С. о взыскании с ответчика заработной платы за время вынужденного прогула, а также компенсации за неиспользованный отпуск за время вынужденного прогула удовлетворению не подлежащими.
Согласно ст. 394 ПС РФ, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Учитывая, что ответчиком был нарушен установленный порядок увольнения, суд считает, что в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, учитывая принципы разумности и справедливости — в сумме 5000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 193-198 ПЖ РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований С. о восстановлении на работе в должности ведущего специалиста-эксперта отдела обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности УФССП по МО — отказать.
Изменить формулировку основания и дату увольнения С. с УФССП по МО с н. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» — отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта 13.07.2009 года на п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» — отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы 19.02.2010 года.
Взыскать с УФССП по МО в пользу С. четырехмесячное денежное содержание в связи с увольнением по сокращению штата в сумме 85364 руб. 65 коп.
Взыскать с УФССП по МО в пользу С. компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 10-ти суток.

Судья

,
Trackback

no comment untill now

Sorry, comments closed.