Обзор проблемных вопросов, возникающих при реализации Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
20.10.2008 № 12/07-14537НВ

Вопросы, связанные с требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам

Вопрос 1: Перечень обязательных реквизитов постановления по делу об административном правонарушении, согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, не содержит реквизита «дата выдачи постановления».

Часть 1 статьи 13 Закона в качестве требования, предъявляемого к исполнительным документам, предусматривает «дату выдачи исполнительного документа» (пункт 7 части 1 статьи 13 Закона).

При предъявлении в структурное подразделение службы судебных приставов постановления по делу об административном правонарушении без указания даты выдачи постановления, подлежит ли данный документ исполнению?

Ответ:

Согласно статье 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении (далее – постановление) к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

Постановление о наложении административного штрафа, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, об административном приостановлении деятельности и, в ряде случаев, постановления о возмездном изъятии или конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, направляются на исполнение судебному приставу-исполнителю.

Срок предъявления к исполнению постановления, а также срок давности исполнения постановления исчисляется с момента вступления постановления в законную силу.

Поступившее в структурное подразделение службы судебных приставов постановление подлежит исполнению в общем порядке, если постановление соответствует требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, и содержит дату вступления в законную силу либо указание о немедленном исполнении.

Отметку о дне вступления постановления в законную силу либо о немедленном исполнении, в соответствии с частью 4 статьи 31.3 КоАП РФ, обязаны делать судья, орган, должностное лицо на постановлении при направлении его для приведения в исполнение.

Вопрос 2: Следует ли принимать к исполнению копию постановления суда, другого органа и должностного лица по делу об административном правонарушении?

Ответ:

Нормы действующей редакции Закона реализуют идею обязательности исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В части 1 статьи 12 Закона закреплен исчерпывающий перечень исполнительных документов, на основании которых возбуждается исполнительное производство.

Принимая во внимание, что копия постановления по делу об административном правонарушении не включена в указанный перечень, полагаем, что данный документ может рассматриваться в качестве акта, подлежащего исполнению судебными приставами-исполнителями, при условии его соответствия требованиям, предъявляемым к исполнительным документам (часть 1 статьи 13 Закона) в случае удостоверения ее подписью органа или должностного лица, вынесшего соответствующий акт по делу об административном правонарушении, и гербовой печатью государственного органа, должностного лица, которое вынесло соответствующий акт.

Данный вывод обусловлен особенностями процедуры производства по делам об административных правонарушениях, которая регламентирована КоАП РФ, предполагающей сохранение оригинала постановления по делу об административном правонарушении в деле об административном правонарушении.

Вопрос 3:

Частью 6 статьи 21 Закона акты органов, осуществляющих контрольные функции, предъявляются для исполнения в службу судебных приставов с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований – срок предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения банком или иной кредитной организацией.

Следует ли судебному приставу-исполнителю принимать к исполнению акты указанных органов без приложения соответствующих документов?

Ответ:

Часть 1 статьи 12 Закона устанавливает исчерпывающий перечень исполнительных документов.

Пункт 5 части 1 названной статьи относит к числу исполнительных документов акты органов, осуществляющих контрольные функции, предъявляются для исполнения в службу судебных приставов с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований – срок предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения банком или иной кредитной организацией.

Из смысла представленной нормы следует, что акты органов, осуществляющие контрольные функции, без приложения необходимых документов не являются исполнительными документами.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Закона.

Таким образом, при поступлении к судебному приставу-исполнителю актов органов, осуществляющих контрольные функции без приложения документов, указанных в пункте 5 части 1 статьи 12 Закона, он вправе отказать в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 31 Закона, поскольку предъявленный к исполнению документ не является исполнительным.

Вместе с тем, следует учитывать, что данный порядок применяется исключительно в отношении актов, вынесенных органами, осуществляющими контрольные функции и наделенными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банках и иных кредитных организациях (например, налоговые органы, таможенные органы и др.)

При поступлении в подразделение службы судебных приставов актов органов, осуществляющих контрольные функции, но не имеющих соответствующих полномочий по принудительному взысканию денежных средств со счетов должника (например, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФ РФ), без приложения документов, указанных в пункте 5 части 1 статьи 12 Закона, требования, содержащиеся в указанных актах, исполняются в общем порядке.

Вопросы, связанные с предъявлением исполнительных документов непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату или иные периодические платежи

Вопрос 4.:

Если в исполнительном документе о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, в качестве взыскателя определено публично правовое образование в лице конкретного органа государственной власти (например, налоговый орган), вправе ли указанный орган государственной власти направить исполнительный документ для исполнения непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату или иные периодические платежи.

Ответ:

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации осуществляют свои функции через органы государственной власти, муниципальные образования – через органы местного самоуправления.

Соответственно, орган государственной власти является представителем публично-правового образования в правоотношениях, связанных с реализацией относящейся к его компетенции государственной функции.

Так, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 1 статьи 125).

Закон закрепляет право органов, осуществляющих контрольные функции, на предъявление исполнительных документов о взыскании денежных средств в доход государства в подразделение службы судебных приставов для принудительного исполнения. В данном случае указанный орган обладает всеми правами взыскателя по данному исполнительному документу.

Таким образом, исполнительный документ о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, в которых в качестве взыскателя определено публично-правовое образование в лице конкретного органа государственной власти может быть направлен указанным органом для исполнения непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату или иные периодические платежи.

При этом орган государственной власти, учитывая положения части 2 статьи 9 Закона, направляет исполнительный документ с сопроводительным письмом, в котором указываются реквизиты банковского счета, на который следует перечислять удержанные из дохода должника денежные средства.

Вопрос 5:

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

В случае отказа указанных лиц принять к исполнению исполнительный документ, непосредственно предъявленный взыскателем для исполнения, возможно ли привлечение их к ответственности за нарушение требований статьи 9 Закона?

Ответ:

Направление исполнительного документа в организацию, иному лицу, производящему выплаты должнику-гражданину, непосредственно взыскателем не отстраняет судебного пристава-исполнителя от контроля за правильностью удержания и перечисления денежных средств указанной организацией (пункт 16 части 1 статьи 64 Закона).

Вместе с тем указанные контрольные функции могут быть реализованы судебным приставом-исполнителем, в случае предъявления взыскателем исполнительного документа в соответствующее подразделение службы судебных приставов, после отказа организации или иного лица, выплачивающего должнику заработную плату или иной доход, принять указанный исполнительный документ на исполнение непосредственно от взыскателя.

В соответствии с частью 1 статьи 113 Закона в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 3 статьи 17.14 предусматривает, что нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ вправе судебные приставы-исполнители (ст. 23.68).

Кроме того, Закон предусматривает, что взыскатель вправе предъявить иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю, к лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи (ст. 118).

Указанная норма следует из общего правила о возмещении внедоговорного вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства (отказом в возбуждении исполнительного производства)

Вопрос 6:

Законодательные акты, регулирующие деятельность отдельных органов государственной власти, предусматривают сроки направления для исполнения исполнительным документов, выносимых ими, отличные от установленных статьей 21 Закона сроков предъявления исполнительных документов.

Так, согласно пункту 14 статьи 25.1. Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» решение о взыскании недоимки по уплате страховых взносов, пеней, штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебного пристава исполнителя для исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве»

Следует ли рассматривать несоблюдение указанных сроков в качестве нарушения сроков предъявления исполнительных документов к исполнению?

Ответ:

Территориальные органы ПФ РФ и налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению контрольных функций.

Оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев (подпункт 3 пункта 1 статьи 14 Закона).

Поскольку Закон является специальным законодательным актом, регулирующим отношения, складывающиеся в процессе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, при определении сроков предъявления исполнительных документов для исполнения следует руководствоваться нормой Закона.

Таким образом, несоблюдение сроков направления постановлений, вынесенных территориальными органами ПФ РФ, налоговыми органами, закрепленных соответственно в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Налоговом кодексе Российской Федерации, не является препятствием для предъявления указанных исполнительных документов в пределах шести месяцев с момента вступления их в законную силу.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.02.2007 № 14529/06
по вопросу применения нормы пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопросы, связанные с местом совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Вопрос 7:

Возможно ли направление судебным приставом-исполнителем постановлений о производстве удержаний из дохода должника, о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах должника, о запрете регистрационных действий в отношении имущества, подлежащего государственной регистрации, если органы и организации, исполняющие данные постановления, расположены на территории, на которую не распространяются полномочия пристава-исполнителя?

Ответ:

Закон не содержит запретов для направления судебным приставом-исполнителем требований об удержании периодических платежей, аресте денежных средств и др. для исполнения в органы и организации, расположенные
на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя.

Вместе с тем, при необходимости совершения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отдельных исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, для осуществления которых требуется непосредственное участие судебного пристава исполнителя (например, наложение ареста на имущество должника), он вправе направить поручение в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 33 Закона.

Вопрос 8:

Каков порядок действий судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, при установлении места работы должника, находящегося на территории, на которую не распространяются полномочия указанного судебного пристава-исполнителя?

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона, если должником по исполнительному производству является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождения его имущества.

При этом, категория «местонахождение имущества должника» понимается в контексте статьи 69 Закона, предусматривающей отнесение к имуществу должника, в том числе наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте.

Местонахождение организации, выплачивающей должнику заработную плату, пенсию, стипендию, другие периодические платежи не может рассматриваться в качестве места совершения исполнительных действия и применения мер принудительного взыскания, поскольку указанные виды доходов должника, на которые обращается взыскание, по смыслу Закона не являются имуществом должника.

Так, статья 98 Закона закрепляет особый порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, отличный от порядка обращения взыскания на имущество должника.

Кроме того, Закон не содержит запретов для направления судебным приставом-исполнителем требований об удержании из заработной платы, иного дохода должника-гражданина суммы задолженности по исполнительному документу в организации, расположенные на территории, на которую не распространяются его полномочия.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель, установив в ходе исполнительного производства, что место работы должника находится на территории, на которую не распространяются его полномочия, направляет постановление о производстве удержаний из соответствующего дохода должника.

Вместе с тем, при необходимости совершения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отдельных исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, для осуществления которых требуется непосредственное участие судебного пристава-исполнителя (например, осуществление проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа и должностного лица), он вправе направить поручение в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 33 Закона.

Следует отметить, что Федеральной службой судебных приставов по вопросу правомерности направления исполнительных документов в территориальные органы ФССП России по месту нахождения мест лишения свободы, где отбывают наказание должники-граждане, подготовлено информационное письмо от 29.07.2008 № 12/01-9844-НВ.

Указанным письмом установлено, что при отбывании должниками-гражданами наказания в учреждениях уголовно-исправительной системы вынесение постановлений об окончании исполнительного производства на основании пункта 5 части 1 статьи 47 Закона и направление исполнительных документов в территориальные органы ФССП России по месту нахождения названных учреждений недопустимо.

Вопрос 9:

Закон предусматривает возможность передачи исполнительного производства из одного подразделения в другое по решению главного судебного пристава Российской Федерации (главного судебного пристава субъекта
Российской Федерации) для более полного и правильного исполнения, либо объединения в сводное исполнительного производство.

Какова процедура передачи исполнительного производства из одного подразделения в другое?

Ответ:

Согласно пункту 9 статьи 33 Закона главный судебный пристав
Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства).

Пунктом 4 статьи 34 Закона предусмотрено, что возбужденные
в подразделениях судебных приставов исполнительные производства в отношении должника, в отношении которого уже ведется сводное исполнительное производство, передаются по месту ведения указанного сводного исполнительного производства.

Порядок передачи исполнительных производств из одного подразделения в другое регламентирован в части 10 Закона.

Данной нормой, в том числе, предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель, который передает исполнительное производство, оканчивает его в порядке, установленном статьей 47 Закона.

Однако исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства, закрепленный в названной статье Закона, не содержит права судебного пристава-исполнителя вынести постановления об окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 47 Закона исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем
в случае направления исполнительного документа из одного подразделения
в другое.

Представляется, что данное положение Закона распространяется и на случаи передачи исполнительных производств из одного подразделения судебных приставов в другое в целях более полного и правильного исполнения, либо для их объединения в сводное исполнительное производство, поскольку в результате передачи исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов с иными материалами направляется и подлинник исполнительного документа.

Следует учитывать, что при окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться.

Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство (часть 4 статьи 47 Закона).

Судебный пристав-исполнитель, которому передано (направлено) исполнительное производство, возбуждает новое исполнительное производство на основании переданного исполнительного документа без заявления взыскателя (часть 5 статьи 30 Закона).

При этом судебный пристав-исполнитель, руководствуясь пунктом 2 статьи 14 Закона, не устанавливает срок для добровольного исполнения.

Кроме того, если в ходе исполнительного производства, которое передано, ранее было вынесено и не отменено постановление о взыскании исполнительского сбора, то судебный пристав-исполнитель не вправе выносить новое постановление о взыскании исполнительского сбора.

Вопрос 10:

Порядок и критерии объединения исполнительных производств по солидарному взысканию в сводное исполнительное производство, если одни или несколько солидарных должников имеют обязательства перед разными кредиторами?

Ответ:

Согласно части 1 статьи 34 Закона возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

Законодательное закрепление процедуры объединения отдельных исполнительных производств в сводное исполнительное производство направлено на оптимизацию работы судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительных документов в пользу одного взыскателя по солидарному взысканию или в отношении одного должника.

В этой связи представляется, что судебному приставу-исполнителю в каждом конкретном случае следует решать вопрос об объединении исполнительных производств в сводное, с учетом особенностей указанных исполнительных производств и целесообразности их объединения для целей правильного, своевременного и полного исполнения исполнительных документов, на основании которых они были возбуждены.

В силу части 6 статьи 34 Закона главный судебный пристав Российской Федерации и главные судебные приставы субъектов
Российской Федерации создают банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств, что позволяет указанным должностным лицам контролировать, в том числе, процесс объединения отдельных исполнительных производств в сводное исполнительное производство.

В целях соблюдения данного законоположения судебному приставу-исполнителю следует при поступлении к нему на исполнение исполнительного документа, предусматривающего солидарное взыскание с нескольких должников в пользу одного взыскателя, направлять соответствующую информацию главному судебному приставу субъекта Российской Федерации для рассмотрения вопроса о возбуждении (объединении) сводного исполнительного производства, либо передачи исполнительного документа (исполнительного производства) в другое подразделение для его дальнейшего ведения.

Вопросы, связанные с обращением взыскания на отдельные виды имущества должника

А) обращение взыскания на имущественные права

Вопрос 11:

Применимы ли особенности процедуры обращения взыскания на дебиторскую задолженность, регламентированные в статье 76 Закона, при обращении взыскания на иные имущественные права, принадлежащие должнику?

Ответ:

В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на принадлежащие должнику имущественные права (статья 75 Закона).

При этом Законом определена специальная процедура обращения взыскания на дебиторскую задолженность (статья 76 Закона).

В соответствии с частью 2 статьи 76 Закона обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности и производится при наличии согласия взыскателя путем внесения должником-дебитором денежных средств в размере дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов.

При отсутствии согласия взыскателя на перечисление денежных средств в размере дебиторской задолженности или невнесении должником денежных средств в размере указанной задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на данное имущественное право путем продажи его с торгов.

Поскольку Закон не устанавливает особенностей процедуры обращения взыскания на иные имущественные права, перечисленные в части 1 статьи 75 Закона, при обращении взыскания на указанные права судебному приставу-исполнителю следует применять, с учетом положений части 3 статьи 87 Закона, общие правила обращения взыскания на имущество.

Б) обращение взыскания на денежные средства

Вопрос 12:

Вправе ли судебный пристав-исполнитель накладывать арест на денежные средства должника, которые могут поступить в будущем на счет, открытый должнику в банке или иной кредитной организации?

Подлежит ли исполнению банком постановление о списании денежных средств со счета должника, содержащее требование о списании сумм исполнительского сбора, не утвержденное старшим судебным приставом?

Ответ:

Правила наложения ареста на денежные средства должника, находящиеся на хранении в банке или иной кредитной организации, закреплены в статье
81 Закона.

Из смысла данной статьи следует, что аресту подлежат денежные средства, находящиеся на момент поступления в банк, иную кредитную организацию, постановления о наложении ареста на денежные средства должника либо постановления о розыске и аресте денежных средств должника на конкретном счете (счетах) должника, в пределах суммы задолженности по исполнительному документу.

Арест денежных средств должника сверх указанной суммы свидетельствует о необоснованном ограничении его права (пункт 14 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77), в связи с чем арест с излишне арестованных денежных средств должен быть незамедлительно снят судебным приставом-исполнителем.

Вместе с тем, при недостаточности на счетах должника денежных средств для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, судебный пристав-исполнитель на основании части 9 статьи 70 Закона, вправе вынести постановление о списании денежных средств.

В целях исполнения требования судебного пристава о списании денежных средств, банк или иная кредитная организация перечислит имеющиеся на момент исполнения постановления денежные средства и продолжит дальнейшее исполнение данного постановления по мере поступления денежных средств на счет должника до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Постановление о списании денежных средств со счета должника не утверждается старшим судебным приставом (в том числе, постановление о списании суммы исполнительского сбора) и при поступлении в банк, иную кредитную организацию, подлежит исполнению.

Вопрос 13:

Каков порядок обеспечения преимущественного права покупки в ходе исполнительного производства?

Ответ:

Законодательство Российской Федерации содержит положения, предусматривающее необходимость обеспечения преимущественного права покупки.

Так, например, при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки (статья 250 ГК РФ).

Кроме того, акционеры хозяйственного общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (статья
40 Закона «Об акционерных обществах»).

Вместе с тем в настоящее время отсутствует достаточная нормативная регламентация механизма реализации предоставленного в соответствии с законодательством участниками гражданских правоотношений преимущества на приобретение отдельных видов имущества в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В целях соблюдения сроков, определенных Законом, представляется, что в ходе исполнительного производства судебному приставу-исполнителю следует обеспечивать реализацию преимущественного права покупки до передачи арестованного имущества должника на принудительную реализацию.

В частности, после выявления имущества, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель устанавливает лиц, обладающих преимущественным правом покупки данного имущества, и уведомляет их о предстоящей реализации.

В уведомлении судебный пристав-исполнитель указывает стоимость имущества, подлежащего передаче на принудительную реализацию, а также, с учетом положений действующего законодательства, определяет срок, в течение которого лица, обладающие преимущественным правом покупки данного имущества, обязаны сообщить судебному приставу-исполнителю о своем решении.

При отказе лиц, обладающих преимущественным правом покупки, воспользоваться своим преимуществом и приобрести арестованное имущество должника (либо не поступлении ответа в течение срока, указанного в уведомлении), судебный пристав-исполнитель по правилам, установленным Законом, передает имущество на реализацию. При этом реализация имущества осуществляется в общем порядке.

В случае согласия лиц, обладающих преимущественным правом покупки, приобрести арестованное имущество должника, после внесения ими на депозитный счет подразделения службы судебных приставов денежных средств, соответствующих стоимости данного имущества, судебный пристав-исполнитель передает указанным лицам имущество.

Вопросы, связанные с окончанием либо с прекращением исполнительного производства

Вопрос 14:

В случае истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении, подлежат ли исполнительные производства, возбужденные на основании указанных исполнительных документов, окончанию в соответствии с пунктом 9 части 1 Закона, либо прекращению судом на основании пункта 4 части 1 статьи 43 Закона?

Ответ:

Согласно части 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

При отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (части 2 — 4 статьи 31.9 КоАП РФ) по истечении года со дня его вступления в законную силу исполнение постановления подлежит прекращению независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью
(см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 № 115).

При этом КоАП РФ регламентирует процедуру прекращения исполнения постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении.

В частности, статьей 31.7 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение в случае истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 КоАП РФ.

Данная норма предполагает обязанность органа и должностного лица, вынесших постановление о назначении административного наказания, направить в орган, осуществляющий исполнение указанного постановления, требования, оформленные постановлением о прекращении исполнения вследствие истечения срока давности исполнения.

При поступлении соответствующего требования (постановления) судебный пристав-исполнитель прекращает исполнительное производство, возбужденное на основании постановления о назначении административного наказания, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 43 Закона.

Вместе с тем Закон закрепляет право судебного пристава-исполнителя по истечении года с момента вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении независимо от фактического исполнения указанного акта окончить исполнительное производство, возбужденное на его основании, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 47 Закона.

Данное право судебный пристав-исполнитель может реализовать в случае непоступления к нему по истечении срока, установленного статьей 31.9 КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения.

Вопрос 15:

Какие действия необходимо совершать судебному приставу-исполнителю в случае возвращения исполнительного документа из организации, производившей удержание периодических платежей, установленных исполнительных документом?

Ответ:

Согласно пункту 8 статьи 47 Закона исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем при направлении копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

В случае перемены должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях (пункт 4 статья 98 Закона).

При возвращении постановления судебного пристава-исполнителя с копией исполнительного документа, удержания по которому произведены в полном объеме, судебному приставу-исполнителю следует приобщать указанные документы к материалам соответствующего исполнительного производства, при этом вынесение дополнительных постановлений судебного пристава-исполнителя
не требуется.

В случае поступления исполнительного документа, требования которого в полном объеме не исполнены, дальнейшее исполнение следует производить с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 47 Закона.

Согласно указанной норме Закона в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Вопрос 16:

Каков порядок исполнения исполнительного документа, вынесенного на основании определения суда об обеспечении иска? Вправе ли судебный пристав-исполнитель после исполнения требований о применении обеспечительной меры (например, наложение ареста на конкретное имущество должника) вынести постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе?

Ответ:

Суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Наиболее распространенной обеспечительной мерой является наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц.

Судебный пристав-исполнитель после фактического исполнения содержащихся в исполнительном документе требований о применении обеспечительной меры (например, наложения ареста на имущество должника), выносит постановление об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона.

При удовлетворении иска, обеспеченного путем наложения ареста
на конкретное имущество должника, и предъявлении нового исполнительного документа, выданного на основании решения суда, вынесенного по существу спора, оконченное в связи с фактическим исполнением исполнительное производство возобновляется в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 47 Закона (старший судебный пристав отменяет постановление судебного пристава-исполнителя
об окончании исполнительного производства).

Возобновленное исполнительное производство объединяется с исполнительным производством, возбужденным на основании исполнительного документа, выданного на основании решения суда, вынесенного по существу спора.

В ходе указанного сводного исполнительного производства имущество, на которое был наложен арест в целях обеспечения иска, реализуется в пользу взыскателя, по заявлению которого судом применялась такая мера.

В случае отмены судом мер по обеспечению иска и иных случаях, когда необходимо совершение исполнительных действий с имуществом, арестованным в обеспечение иска (например, смерть лица, назначенного ответственным хранителем арестованного в обеспечение иска имущества должника, нарушение должником запретов, наложенных судебным приставом-исполнителем,
и рассмотрение вопроса о наложении на него штрафа), старший судебный пристав также в порядке, закрепленном в части 9 статьи 47 Закона, отменяет постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

В ходе возобновленного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель осуществляет необходимые исполнительные действия или применяет меры принудительного исполнения.

Вопросы, связанные с наложением ареста на имущество должника

Вопрос 17:

В собственности должника имеется жилое помещение, стоимость которого существенно превышает сумму задолженности по исполнительному документу. Другого имущества, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание, у должника нет. Вправе ли судебный пристав-исполнитель обратить взыскание на указанное имущество должника?

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением случаев, если указанное помещение является предметом ипотеки.

В силу статьи 69 Закона взыскание на имущество должника, в т.ч. на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, т.е. в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем на должника в процессе исполнения исполнительного документа.

Вместе с тем в ситуации, когда у должника нет иного, кроме как по своей стоимости значительно превышающего взыскиваемую сумму имущества, это обстоятельство не является препятствием к обращению взыскания на такое имущество.

Несоразмерность стоимости имущества, на которое обращено взыскание, взыскиваемой сумме при отсутствии у должника иного (соразмерного взыскиваемой сумме) имущества или информации о таковом права должника не нарушает, поскольку в конечном итоге (при распределении взысканных с должника денежных средств) денежные средства, оставшиеся после удовлетворения требований взыскателя, возмещения расходов по совершению исполнительных действий, оплаты исполнительского сбора и погашения штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем на должника, возвращаются должнику (ч. 3, 6 ст. 110 Закона).

Таким образом, если жилое помещение, принадлежащее должнику, не является единственным пригодным для постоянного проживания должника и членов его семьи помещением и при отсутствии у него иного (соразмерного по стоимости взыскиваемой сумме) имущества обращение взыскания на данное имущество допускается.

Вопросы, связанные с обращением взыскания на заработную плату и иные виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Вопрос 18:

Каков порядок исполнения должником-организацией исполнительных документов о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и иных выплат, подлежащих налогообложению, с учетом требований налогового законодательства Российской Федерации?

Ответ:

Согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) должник-организация признается налоговым агентом при выплате взыскиваемых по решению суда сумм заработной платы в пользу работника с обязательством удерживать с указанных сумм налог на доходы физических лиц.

Так, в соответствии с главой 23 НК РФ суммы заработной платы и иные доходы работников, за исключением освобождаемых от налогообложения (далее – суммы доходов), подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

При этом статья 226 НК РФ определяет организацию-работодателя в качестве налогового агента в отношении выплаченных работникам сумм доходов, в связи с чем на нее возлагается обязанность по удержанию налога при выплате работникам указанных доходов.

Вместе с тем в исполнительном документе о взыскании с должника- организации сумм доходов, предъявляемом в подразделение службы судебных приставов, указывается размер задолженности без вычета налога, подлежащего перечислению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в бюджет.

Судебный пристав-исполнитель согласно Закону обязан принять меры по правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа.

При этом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Закона исполнительное производство может быть окончено судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (то есть при взыскании полной суммы задолженности, указанной в исполнительном документе).

Закон не предусматривает особенностей порядка исполнения исполнительных документов, содержащих требования о возмещении взыскателю сумм доходов, и обязанности судебного пристава-исполнителя в ходе принудительного взыскания указанных сумм учитывать требования налогового законодательства Российской Федерации.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно изменять предмет исполнения.

Следует отметить, что должнику в соответствии с гражданским процессуальным законодательством предоставлено право на стадии судебного процесса, по итогам которого принимается решение о взыскании с организации-работодателя суммы доходов, обратить внимание суда на необходимость определения задолженности, подлежащей взысканию, с учетом требований налогового законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 32 Закона на стадии исполнительного производства должнику предоставлено право обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка исполнения.

Таким образом, при поступлении исполнительного документа о взыскании сумм доходов судебному приставу-исполнителю следует исполнить содержащиеся в нем требования в полном объеме (т.е. полностью взыскать сумму, указанную в исполнительном документе).

Вопросы, связанные с взысканием алиментов и задолженности по алиментным платежам

Вопрос 19:

Допускается ли удержание алиментных платежей из доходов граждан, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, но на которые не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 101 Закона (в том числе, из пособия по безработице, из выходного пособия должника при увольнении и т.д.)?

Ответ:

Статья 101 Закона устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Вместе с тем Семейным кодексом Российской Федерации регламентируется особый порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

В частности, в статье 82 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, принятом в целях реализации названной нормы Семейного кодекса Российской Федерации, утвержден исчерпывающий перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов
на содержание несовершеннолетних детей (далее – постановление).

Таким образом, обращение взыскания на виды доходов, из которых согласно постановлению следует производить удержания на содержание несовершеннолетних детей, но которые включены в перечень, закрепленный в 101 Закона, допускается исключительно в ходе исполнительного производства, возбужденного на основании судебного акта о взыскании алиментов, либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

В иных случаях обращение взыскания на указанные виды доходов граждан не допускается.

Вопрос 20:

Подлежит ли индексации размер алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме?

Ответ:

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
«О минимальном размере оплаты труда» (далее – Закон № 82-ФЗ) установлен минимальный размер оплаты труда, который согласно статье 3 Закона № 82-ФЗ применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Следовательно, минимальный размер оплаты труда, предусмотренный в статье 1 Закона № 82-ФЗ, не распространяется на отношения, связанные с выплатой алиментных платежей при определении размера алиментов в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый к данному виду выплат, рассчитывается исходя из базовой суммы, указанной в статье 4 Закона № 82-ФЗ.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» алименты, взыскиваемые в твердой денежной сумме, подлежат индексации, которая производится пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

При этом индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится исходя из суммы минимального размера оплаты труда, указанной в статье 1 Закона № 82-ФЗ, поскольку при взыскании алиментов в долевом отношении к заработку лица повышение уровня минимального размера оплаты труда влечет пропорциональное повышение заработной платы этого лица, а, следовательно, пропорциональное увеличение суммы удерживаемых алиментов.

Данная позиция подтверждена в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2006 года (Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006).

Следует отметить, что порядок индексации алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей предполагает увеличение суммы алиментов, установленных в твердой денежной сумме (в том числе соответствующей определенному числу МРОТ), пропорционально росту минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 Закона № 82-ФЗ.

Вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов неимущественного характера

Вопрос 21:

Какова процедура исполнения требований исполнительных документов об административном приостановлении деятельности должника с учетом того, что в соответствии с частью 2 статьи 109 Закона судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры принудительного исполнения, влекущие необратимые последствия для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (например, больниц, иных медицинских учреждений)?

Ответ:

1. При наличии указанных исполнительных документов судебный пристав-исполнитель должен индивидуально подходить к каждому исполнительному производству.

Так, например, в соответствии с частью 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в том числе в случае угрозы жизни или здоровью людей.

В связи с этим исполнительный документ, предусматривающий применение указанного исполнительного действия к таким должникам как больницы и иные медицинские учреждения, в которых находились бы на лечении граждане, не позволит достичь указанной цели, поскольку ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

В то же время в вышеуказанной норме КоАП РФ предусмотрена и такая задача применения административного приостановления деятельности как защита от эпидемий, эпизоотий, заражений (засорений) подкарантинных объектов карантинными объектами. Указанные негативные факторы могут иметь место в рамках больниц (например, наличие эпидемии, заражений (засорений) подкарантинных объектов карантинными объектами). Соответственно, в рамках указанной задачи при исполнении содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности к таким должникам судебный пристав-исполнитель вправе опечатать помещения, наложить пломбы и др.

В данном случае судебный пристав-исполнитель не должен ссылаться на часть 2 статьи 109 Закона, поскольку такие меры, несмотря на прекращение деятельности указанного должника, не связаны с необратимыми последствиями для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

При наличии любых сомнений, руководствуясь статьей 32 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

2. В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный федеральным законом. В свою очередь, согласно части 2 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

В связи с этим судебный пристав-исполнитель не имеет право окончить исполнительное производство фактическим исполнением, поскольку исполнительное производство может быть окончено судебным приставом-исполнителем только после истечения срока административного приостановления деятельности либо при досрочном прекращении судом исполнения данного вида наказания. Кроме того, судебный пристав-исполнитель должен отметить все меры, которые применялись судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения исполнительного документа об административном приостановлении деятельности.

3. После окончания срока приостановления деятельности должник не вправе самостоятельно снять пломбы и нарушить опечатывание помещений. Вместе с тем должник вправе обжаловать бездействие судебного пристава-исполнителя
в порядке, предусмотренном главой 18 Закона. При этом в соответствии с частью 2 статьи 119 Закона должник вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных ему в результате совершения указанного исполнительного действия, после окончания срока приостановления административной деятельности.

Вопросы, связанные с взысканием исполнительского сбора

Вопрос 22:

Согласно части 4 статьи 112 Закона исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Необходимо ли судебному приставу-исполнителю при ежемесячном перерасчете задолженности по алиментам выносить новое «дополнительное» постановление о взыскании исполнительского сбора или же отменять ранее вынесенное постановление и выносить новое?

Ответ:

Первичное постановление о взыскании исполнительского сбора выносится судебным приставом-исполнителем в связи с установлением факта неисполнения должником без уважительных причин требования о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, подлежащих уплате за конкретный отчетный период.

Данное постановление, если оно не изменено и не отменено в судебном или административном порядке, юридическую силу как исполнительный документ не утрачивает.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов в последующий отчетный период без уважительных причин с возникновением соответствующей задолженности является основанием для вынесения нового «дополнительного» постановления о взыскании исполнительского сбора, предусматривающего взыскание суммы исполнительского сбора, базой для расчета которой является разница между суммой задолженности, указанной в первичном постановлении, и суммой задолженности, подлежащей взысканию на момент вынесения «дополнительного» постановления (ч. 1 ст. 112 Закона) и т.д.

Вопрос 23: Каков порядок взыскания исполнительского сбора при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждении?

Ответ:20.10.2008 № 12/07-14537НВ20.10.2008 № 12/07-14537НВ20.10.2008 № 12/07-14537НВ20.10.2008 № 12/07-14537НВ20.10.2008 № 12/07-14537НВ В настоящее время указанный порядок предусмотрен в главе 24.1
БК РФ, Законе и приказе ФССП России от 9 ноября 2007 г. № 585 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне
Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальным образований, а также актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений» (далее – Методические рекомендации).

Так, согласно пункту 13 статьи 242.3, пунктам 12 статей 242.4 и 242.5 БК РФ, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом.

В целях реализации положений БК РФ Федеральной службой судебных приставов утверждены Методические рекомендации.

Согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.

В части 5 статьи 112 Закона содержится закрытый перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается по возбужденным исполнительным производствам, в которые не включены исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Следовательно, по указанным исполнительным документам судебный пристав-исполнитель обязан в общем порядке взыскать исполнительский сбор в случае истечения срока для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.

После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств (пункт 3.1 Методических рекомендаций).

При отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям по основаниям пункта 4 части 1 статьи 46 Закона, исполнительные производства – окончанию в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 указанного Закона (пункт 3.1 Методических рекомендаций).

Однако при наличии указанных обстоятельств постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора остается в исполнительном производстве, поскольку в соответствии с БК РФ (статьи 7, 29, 165, 239, глава 24.1) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно на основании судебных актов.

В данном случае судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться частью 4 статьи 46 Закона, согласно которой возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Закона. В данном случае в рамках положений, предусмотренных пунктом 13 статьи 242.3, пунктами 12 статей 242.4 и 242.5 БК РФ, судебный пристав-исполнитель, проверив наличие счетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, вправе проводить дальнейшее исполнение по указанному исполнительному документу.

, ,
Trackback

no comment untill now

Sorry, comments closed.